Современные тормозные системы автомобиля
В основе безопасной эксплуатации любого автомобиля лежит тормозная система. Распоряжаясь тормозом, водитель может замедлить ход или полностью остановить машину. В соответствии с европейскими нормами, тормозное управление включает в себя следующие системы:
- основную, или рабочую, обеспечивающую замедление до 5,8 м/ с.2, при условии, что авто движется со скоростью до 80 км/ч, а усилие на педаль не превышает 50 кг. Узел, переносящий усилие на колодки - тормозной привод;
- вспомогательную, её также называют аварийной. Она обеспечивает замедление до 2,75 м/с2. В современных авто такая система существует не автономно, а является частью рабочей.
- стояночную, исключающую самопроизвольное движение авто, находящегося на стоянке. Её используют, чтобы облегчить подъём в гору, или в случае, когда рабочая система вышла из строя.
Типы тормозных приводов
Гидравлический — используется для всех видов авто и распространён повсеместно. Приводится в действие с помощью жидкости на спиртовой, гликолевой или силиконовой основе. По ссылке www.steering.com.ua/catalog/tormoznye-sistemy-2 можно ознакомиться с широкой номенклатурой комплектующих, ремкомплектов и суппортов для таких приводов.
Механический привод срабатывает при помощи рычагов и тросов. Так как эффективность его мала, а обслуживание не совсем удобно, в современных моделях авто он почти не используется.
Пневматический - действует способом разрежения воздуха и используется на крупнотоннажных грузовиках и автобусах.
В комбинированном приводе используется несколько энергоносителей, он сложен в использовании и применяется только при особой необходимости.
Гидравлическая система тормозов
Система стала заменять механику в 30-ых годах прошлого века. Простейшая конструкция с главным тормозным цилиндром, двумя трубками и двумя рабочими цилиндрами для задних колес развивалась и совершенствовалась.
Улучшался энергоноситель. Если до середины прошлого века использовалась жидкость с растительным маслом в качестве главного компонента, в более современных системах начали применять сначала спирт и глицерин, а затем силикон и гликоли.
Появились усилители — гидровакуумные и вакуумные.
Основное улучшение – замена на двухконтурную систему. Если в одноконтурной системе при потере герметичности любой составной части, тормоза переставали работать, в двухконтурной даже при поломке одного, второй продолжит работу.
Разделение на контуры может быть:
- поосевым – первый контур на передние колёса, второй – на задние. Используется при классической компоновке.
- диагональным, с равномерным перераспределением нагрузки. Сейчас используется в большей части легковых авто;
- полным. Первый контур работает на все колёса, а второй – на передние, и у них два независимых цилиндра.
Так как эффективность передних тормозов всегда выше, чем задних, для уравновешивания используется регулятор усилий, срабатывающий при увеличении нагрузки на подвеску, или же работающий постоянно.