Самолетные тягачи для буксировки
Современные аэропорты – очень сложные технологические системы (комплексы), обеспечивающие бесперебойную работу воздушных судов. Они оснащены всем необходимым оборудованием и специальной техникой, предназначенной для погрузки/разгрузки пассажиров и грузов; заправки самолетов топливом, загрузку водой и продуктами, их перемещением по территории.
В принципе самолет способен перемещаться по территории аэродрома самостоятельно, за счет использования тяги собственных двигателей. В маленьких аэропортах так обычно и происходит. В больших транспортных узлах перемещение воздушных судов производится только с помощью спецтехники – самолетных тягачей. Это связано с рядом причин:
- экономия самолетного топлива;
- выполнение экологических норм;
- соблюдение норм безопасности при движении по рулежным дорожкам;
- использование телетрапов, требующих достаточно точного размещения самолета.
Производят такие машины в странах с развитым транспортным машиностроением: США, Англии, Франции, Германии и некоторых других. В Европе широкое распространение получила техника немецкого бренда Trepel, самолетный тягач этого производителя можно наблюдать в действии и в аэропорту Шереметьево.
Особенности техники
Специфика работы аэродромных тягачей отразилась на их конструкции. Эти машины имеют:
- небольшие вертикальные размеры (чтобы иметь возможность разместиться под фюзеляжем самолета);
- широкие шины, улучшающие сцепление с аэродромным покрытием;
- возможность установки увеличивающего вес балласта;
- мощные двигатели, обеспечивающие большой крутящий момент.
Трансмиссия буксировщиков позволяет им плавно и контролируемо перемещаться со скоростью до 30 км час в прямом и обратном направлении. Рулевой механизм – совершать маневры с малым радиусом разворота.
По способу буксировки самолетные тягачи делятся на водильные и безводильные. Первые используют для перемещения самолета буксировочное водило. Водило стыкуется с передней стойкой шасси, которая на это время переключается в режим буксировки, буксировка происходит на жесткой сцепке. У безводильного тягача стойка шасси самолета (с помощью манипулятора) помещается на платформу буксировщика. Передняя часть самолета опирается на буксировщик и давит на него своим весом, обеспечивая сцепление с дорогой. Поэтому необходимости в балласте для данного вида буксировщиков нет.
В качестве двигателя на самолетных тягачах, в основном используются дизельные агрегаты. Они обеспечивают более высокие крутящие моменты (и лучший, чем у бензиновых, КПД). Электрический привод пока мало распространен.