Рулевая рейка: устройство, классификация и основные признаки неисправности
 

Рулевая рейка: устройство, классификация и основные признаки неисправности

Рулевая рейкаРулевая рейка — одна из самых уязвимых частей рулевого управления автомобиля. И при этом одна из самых важных: от её состояния напрямую зависит как маневренность автомобиля на трассе, так и общая безопасность движения. Если поворачивать руль стало намного тяжелее, чем раньше, а под машиной во время стоянки начали появляться масляные лужи, значит, самое время заняться ремонтом рулевой рейки.

Проще всего обратиться в сервисный центр. Обычно СТО закупают втулки, контактные муфты и сальники оптом, напрямую у поставщиков. Но, если вы хорошо знаете свой автомобиль и уже не раз приводили его в порядок своими силами, можно попробовать отремонтировать рулевую рейку самостоятельно.

Что такое рулевая рейка?

Рулевая рейка — это деталь автомобиля, которая отвечает за передачу усилия с рулевого колеса на поворотные тяги транспортного средства. Как правило, она состоит из картера, рабочего вала, тяг с наконечниками, пыльников, сальников и ограничителей. Все рулевые рейки можно разделить на три типа:

  • без усилителя. Широко применялись ещё 40–50 лет назад, но постепенно вышли из употребления. Встречаются, как правило, на автомобилях старше 20 лет;
  • с гидроусилителем (ГУРом). Одна из самых распространённых модификаций. Своё название получила из-за насоса, который качает по замкнутому контуру конструкции гидравлическую жидкость;
  • с электроусилителем (ЭУРом). Руль помогает поворачивать не насос, а электродвигатель, запитанный от бортовой сети.

Рейки с ЭУРом — самый современный вариант рулевого оборудования. Зачастую устанавливаются на автомобилях европейского или американского производства. На российских машинах гораздо чаще можно встретить рейки с гидроусилителем или совсем без него.

Признаки неисправности

И механические рейки, и рейки с ГУРом или ЭУРом могут однажды выйти из строя. Как понять, что с системой управления что-то не так? Об этом расскажут следующие признаки:

  • нехарактерное поведение руля (клинит, прокручивает, не возвращается в исходное положение и т. д.);
  • стук в районе передних колёс во время езды по неровной дороге;
  • подтёки масла под машиной после долгой стоянки;
  • несовпадение момента поворота руля и поворота колёс.

Во всех этих случаях нужно обязательно провести диагностику рулевой системы. И, если потребуется, заменить рейку целиком или поменять повреждённые элементы конструкции (тяги, подшипники, насосы и т. д.).

Самая частая причина поломки рулевой рейки — физический износ. Поэтому, чтобы продлить срок жизни системы управления, нужно внимательно следить за состоянием защитных элементов (пыльников, уплотнительных колец, хомутов и т. д.). И своевременно менять их в случае повреждения или деформации.