Электронные системы управления для строительной техники
Координация действий строительной техники на объекте требует строгого контроля, чтобы все выполненные действия соответствовали проектной документации. Упростить и удешевить этот процесс помогут электронные системы управления строительной техникой. Принцип действия такой системы состоит в контроле рабочих органов техники и её местоположения на полигоне, а также своевременной корректировке данных параметров. Это производится с помощью датчиков, установленных на самой машине, приёмников и реперов на территории объекта и управляющего блока со специальным программным обеспечением. Таким образом данная система проводит автоматическое нивелирование на местности с коррекцией положения и действий техники. Такое электронное оборудование может работать пракически с любой строительной и дорожной техникой: бульдозерами, грейдерами, дорожными фрезами, экскаваторами и т. д.
Типы систем управления
Системы управления дорожно-строительной техникой в зависимости от конструкции и используемых в них технологий подразделяются на несколько видов. На сайте rgrobotics.ru можно ознакомиться с практическими решениями таких систем. Соотвественно сложности и технологическим особенностям СУ они могут отличаться по точности нивелирования и стоимости. Далее рассмотрим особенности работы популярных систем управления:
- Самые простые СУ - индикаторные. Система подаёт сигнал коррекции непосредственно водителю через установленные на приборной доске световые индикаторы. Из-за ручного управления и низкой скорости отклика данная электроника малоэффективна, но недорога.
- Автоматические системы нивелирования позволяют контролировать работу строительной техники непосредственно с блока управления, минуя оператора. Датчики монтируюся прямо на управление рабочим органом машины и коррекция нивелировки происходит мгновенно.
Сейчас в управлении техникой всё более широко применяется автоматическая система, как более точная и надёжная.
Технологические особенности систем нивелирования
В электронных системах управления строительной техникой применяется несколько основных систем нивелирования: LPS, лазерная и ультразвуковая. Для позиционирования могут использоваться GPS и GLONASS (при технологии LPS не обязательно). Основные отличительные особеннности:
- Лазерное нивелирование. С помощью лазерного сканирования поверхности по реперам достигается высокая точность измерений и контроля т.к. лазерный луч не подвержен обычным искажениям.
- Ультразвуковая система управления обеспечивается работой УЗ датчиков, сканирующих поверхность ультразвуковым излучением. Более проста и устойчива в сравнении с оптической лазерной.
- Локальное позиционирование (LPS). Данная система управляется роботом-тахеометром, который наблюдает технику из контрольной точки. Полученные им данные сравниваются с проектными документами специальной программой. При необходимости корректировок сигнал об этом направляется на приёмник в машине, исправление действий рабочего органа происходит автоматически.
Из вышеописанных систем первые две являются самыми доступными и распрстранёными. Робот-тахеометр с LPS целесообразней использовать в сложных условиях и при отсутствии спутникового сигнала.