Виды подшипников
 

Виды подшипников

Виды подшипниковПредназначенные для обеспечения движения той или иной части механизма при наименьшем сопротивлении, подшипники представляют собой многообразную группу металлических изделий, широко используемых в промышленности и быту.

Классификация

Подшипники - метизы, выполненные как полностью из металла, так и с включением иных материалов, по принципиальной особенности движения классифицируют по двум основным типам:

  • качения, более износоустойчивые и энергосберегающие;
  • скольжения.

Подшипники типа качения по виду тел представлены:

  • шариковыми;
  • роликовыми;
  • игольчатыми (тонкие ролики).

Подшипники, действующие по принципу скольжения, в зависимости от передающего движение материала (вещества, поля), подразделяют на:

  • магнитные;
  • гидростатические и гидродинамические;
  • газостатические и газодинамические.

По техническим характеристикам подшипники различаются по таким функциональным параметрам, как:

  • предел динамической (радиальной) и статистической (осевой) нагрузок;
  • максимально возможная скорость вращения подшипника радиального типа;
  • посадочный размер;
  • степень допустимой вибрации;
  • класс точности по принятым ABMA пяти классов стандарта;
  • уровень шума при работе;
  • требования к наличию и объему смазки (например, закрытые подшипники качения в смазке не нуждаются);
  • количество оборотов до появления первых признаков так называемой усталости (ресурсные возможности).

Устройство подшипников

Эти изделия заводской сборки, в зависимости от типа (скольжения или качения), обладают конструктивными особенностями.

Так, подшипник качения состоит из таких взаимосвязанных элементов, как:

  • пара колец (внешнее и внутреннее);
  • тело качения в виде определенного диаметра и количества шариков, роликов или т.н. иголок;
  • обеспечивающей динамику шариков или роликов дорожки качения, расположенной на внутреннем кольце промышленного подшипника.

Конструктивный элемент в виде сепаратора, выполняющего функцию пространственного разделения роликов и шариков, применяется не во всех видах подшипников. Дорожка качения также может отсутствовать: в насыпных моделях ее заменяет сепаратор.

Иногда, в целях оптимизации точности и жесткости, а также минимизации габаритов, конструктивные элементы метизов совмещают, например, делая дорожкой качения вал или поверхность корпуса.

Принципы работы

Являясь составным опорным или упорным элементом, подшипник с заданной жесткостью поддерживает различные мобильные конструкции: оси, валы и т.д. Фиксируя положение мобильных конструкций в пространстве, подшипник одновременно обеспечивает их пространственное перемещение, максимально возможно облегчая его за счет сведения к минимуму силы трения.

Так, подшипник, принимая на себя импульс в виде нагрузки (радиальной или линейной) от подвижного узла механизма, передает его другим элементам механизма, придавая им разные виды движения:

  • линейное;
  • качение;
  • вращательное.

Сфера применения

Одним из главных потребителей подшипников являются станкостроительная и машиностроительная промышленности. В других сферах они малозаменимы там, где жесткая фиксация неподвижности вала должна приводить к свободному осевому вращению.