Реле КДР
Одним из широко распространенных элементов систем автоматизации железнодорожного (ж/д) транспорта являются реле типа КДР.
Применение
Реле КДР является прибором постоянного тока и применяется в:
- телемеханических установках;
- системах связи;
- системах автоматизации ж/д;
- блоках электропитания.
В основном реле КДР используются в системах автоматики ж/д транспорта, особенно в кодовой диспетчерской аппаратуре.
Устройство
В состав конструкции реле КДР входят:
- катушка с сердечником;
- магнитное ярмо;
- пластинчатый якорь;
- контактная система.
У КДР существуют три разновидности магнитной системы (МС) - неразветвленная (с Г- образным ярмом), разветвленная (с П- образным ярмом) и усиленная разветвленная для медленнодействующих приборов.
Для предотвращения залипания якоря на нем ставится медная заклепка. В некоторых модификациях реле с той же целью формируется зазор путем изгиба якоря и установки на катушку упора из немагнитного материала.
Система контактов устройства состоит из нескольких колодок (от 1 до 5), включающих элементарные контактные группы. Они могут состоять из нормально разомкнутых, нормально замкнутых или переключающих контактов. При этом пружины делаются из бронзы, контакты - из серебра.
Для обеспечения прямого и обратного замедления в некоторых модификациях КДР ставят каркасы, катушки, шайбы и втулки из меди. В таких короткозамкнутых элементах наводится ЭДС, которая замедляет процесс замыкания.
Работа реле с переключающими контактами состоит из следующих действий:
- При подаче напряжения на обмотку реле по катушке протекает ток, что вызывает притягивание якоря к сердечнику катушки.
- Укрепленная на якоре пластмассовая пластинка размыкает нижние (тыловые) и замыкает верхние (фронтовые) контакты с общим подвижным контактом.
- При отключении источника тока под действием пружин контакты встают в начальное положение.
Типы реле
Производится несколько модификаций КДР.
Реле типа КДР-1, КДР-2, КДР-1М имеют неразветвленную МС, остальные модификации - разветвленную. Воздушный зазор обеспечивается немагнитной заклепкой в якоре. При этом два первых устройства –это реле ускоренного действия.
Остальные типы КДР являются приборами замедленного действия. В замедленных реле типа КДР-3М и КДР-5 катушки намотаны на медных каркасах. При этом в КДР-5 за катушкой установлены медные шайбы, позволяющие регулировать замедление.
Конструктивно КДР-4 похож на КДР-5, но в нем по иному размещены шайбы из меди, что позволяет увеличить время задержки.
КДР-6 аналогичен КДР-5, но в нем из-за увеличенного числа медных шайб, увеличены времена задержек.
Основные характеристики
Реле КДР - приборы постоянного тока. Они изготавливаются в соответствии с паспортными данными каталога. При этом входное напряжение питания может быть: 12, 24, 48, 110, 220 В постоянного тока. Коммутируемые параметры: I= (0,01-1) А, U=(24-220) В. Контакты реле обеспечивают до 1млн. переключений для схем постоянного тока (I=2 А и U= 24 В) или переменного тока (I=0,25 А и Uс = 220 В). Разные модификации реле имеют массу в пределах от 420 г до 1 кг.