Кейтеринг-сервис
В России этот сектор отрасли общественного питания начал своё существование сравнительно недавно, в 90-х годах прошлого века. Первой новшество внедрила Москва, затем эстафету подхватил Санкт-Петербург, потом регионы. Для России характерен событийный вид индустрии, приуроченный к какому-либо важному празднику, выставке и т. п.
А вот в Европе кейтеринг-сервис известен со времён Франсуа Вателя (17 в), чьи банкеты славились отличной организацией, пышностью и удобством. США активно взялись за организацию питания сотрудников корпораций в густонаселённых городах в начале 20-го века.
Классификация отрасли
Группировать кейтеринг-сервис можно по виду оказываемых услуг, типу и статусу клиентов.
Классификация по виду оказываемых услуг:
- Тайм- или событийный кейтеринг, услуги которого характеризует одноразовость. Поводами выступают: вечерники, свадьбы, конференции, выставки.
- Плейс- или контрактный кейтеринг, предполагающий наличие рабочего контракта, на основе которого оказываются услуги. Как правило, таким видом отрасли пользуются крупные компании, имеющие удалённые структурные подразделения.
- Транспортный кейтеринг берёт на себя задачи доставки питания к моменту отправки или полного сопровождения любого вида транспорта.
- Cookery – кулинарный вид отрасли, производящий доставку продукции, производимой в плановом порядке, до клиента. При этом могут быть задействованы собственные транспортные силы или сторонние экспедиционные услуги.
Классификация по типу и статусу клиентов зависит от места и класса клиента. Так выделяют обслуживание офисов, отелей, гостиниц, фуршетов, групп рабочих (строителей, озеленителей), пикников, барбекю. Доставка продуктов в некоммерческие учреждения, вроде больниц, приютов, называют социальным кейтерингом.
Если заказ поступает от клиента с VIP пожеланиями, услуга носит пометку высшей категории качества. В противовес использования передовых технологий VIP-кейтеринга, массовое потребление требует стандартизации всех операций и плановости.
Организационные этапы
Кейтеринг включает следующие виды работ:
- Смета – включая стоимость продуктов, приготовленных блюд, транспортных расходов и пр.
- Дегустация меню.
- Пространственное планирование – план зонирования на месте проведения события.
- Схематичное составление сценария обслуживания.
- Транспортная логистика, включая общую координацию со службами клиента.
- Менеджмент, в т.ч. инструктаж персонала.
В данной сфере существует жёсткая конкуренция. Компании борются за качество, скорость и ценовую доступность.